О премьерном спектакле "Женщины Есенина" в МХАТ им. Горького.
Отзыв.
Пьеса Елены Исаевой по роману Захара Прилепина, режиссер - Галина Полищук.
Хотя герой Булгакова утверждал, что разруха сидит не в клозетах, а в головах, похоже, новое руководство в первую очередь посетило клозет и революционные перемены начались именно оттуда.
В конкурирующей организации МХТ Чехова, так же все силы были изначально брошены на ремонт туалетов, где теперь, заходя в эту малахитовую шкатулку, чувствуешь себя если не хозяйкой Медной горы, то точно Данилой-мастером.
В туалете в МХАТе им. Горького все, конечно, скромней, но перемены налицо: новые писсуары, унитазы прекрасны и белы, как зубы голливудской актрисы.
Вторая часть радикальных перемен – это исчезновение общих диванов и кресел близ буфета второго этажа, поэтому народ вынужден стоять как лошади в стойле. Хотя правильно, в храме искусства не сидят.
Ну и официально объявленный получасовой антракт, чтоб настоялись, прониклись, посетили буфет не торопясь, тщательно пережевав хоть и стоя пищу.
Постановку оценивать сложно.
Она мила, легка, местами забавна, периодически старается выйти на какие то серьезные темы, но не особо удачно, так как все время мешают попытки режиссера сделать красиво и нескучно.
В итоге – отношения Сергея Есенина с его женщинами принимают несколько водевильный характер, что усугубляется песнями, танцами и декламированием стихов.
В первом акте Есенин тихий среднестатистический мужик, слегка повернутый на недоверии к женщинам, патологически ревнив. Так как психология сейчас не дремлет, то авторы подстегивают его психозы под детскую травму: мать ушла из дома, отца не любила, изменила младший брат – не родной. Практически греческая трагедия.
Во второй части уже парень испортился. Пьет, дерется, бьет морды друзьям и своим женам. Периодически возвращаясь к оправдательной теме, что во всем мама виновата.
Проходят чередой его самые значимые в жизни женщины, их из тех, что помню - где то семь или восемь. Но тут пара из них выпала, большая часть – отношения с Айседорой Дункан, на втором месте Зинаида Райх, если верить биографам – она единственная, кого он действительно любил.
Остальные пунктиром.
Набор актрис на роли виноватой во всем матери и брошенок - жертв абьюза впечатляет.
Айседора – Екатерина Волкова. Не видел её на театральной сцене со времен, когда она играла Маргариту, возившуюся с Мастером в шикарном спектакле Алдонина.
История повторяется, теперь она возиться с Есениным.
Зинаида Райх – Алиса Гребенщикова. Играет, как часто у нее, -
женщину со стержнем, который мужикам все равно удается согнуть.
Галину Бениславскую играет Агния Кузнецова. Актриса мной очень любимая, маньячки и психопатки – ее коронка.
Мать Есенина играет Екатерины Стриженовой. Её героиня вышла всем матерям мать. Монументальна, как статуя Родины матери, бюст – как у баварских кормилиц, спина шириной с настенную крупномасштабную карту Африки, которую она обнажила в видимо очень значимой для режиссера для понимания сюжета сцене омовения из таза, говорит по ходу действия с неубедительным деревенским акцентом, без которого так же вполне можно было обойтись, она – как модель Рубенса, а не все вот это, предполагающее выход на дорогу в старомодном ветхом шушуне.
Ну и конечно, сам Есенин, неизвестный мне актер Андрей Вешкурцев – приятный парень, но без харизмы и темперамента. Что в нем нашла куча женщин – главная интрига постановки.
Похоже, история не о Есенине, а о загадочной женской душе.
Кто ждет отспектакля разрывов аорты и жанра «а ля русс: бабы, водка, гармонь и лосось» - будут разочарованы.
В последнее время режиссеры в свои постановки даже в жанре бытового реализма, стали вводить загадочных персонажей.
В данном случае – на сцене постоянно присутствуют две молчаливые девицы модельного вида. ☺
Одна в трусах и с гармонью, а другая более одета, но с торчащей из задницы березкой до потолка.
Кто они такие? Можно только догадываться.
Но, скорей всего, как раз «символы России».
До кучи с театра «Модерн» для американских сцен на пару эпизодов рекрутировали Диллона Олойеде, не очень задумываясь, что корреспондентом газеты он в то время по расовым проблемам быть не мог. Видимо, для начала шел на роль слепого нищего на улице. И как утешение – далее одели в костюм и отправили брать интервью у пьяного Есенина.
Итог.
Милая ненапряжная постановка, хорошо смотрится. А танец Бениславской и Есенина просто неописуем. Спектакль подходит и будет понятен любой аудитории. Сегодня нагнали на просмотр эмоциональных школьников.
В сцене, когда первая сожительница, Есенина, очень молодая, стыдливо обьявляет, что беременна, девочка, сидящая позади меня, громко вскрикнула: "Я так и знала!!!"
Видимо, вспомлила что-то своё, девичье.
На месте Прилепина я бы все таки убрал с афиши своё авторство. Пьеса у Исаевой вышла настолько схематичной, что никто не поверит, что он серьезный писатель и биография поэта опубликована в солидной серии "Жизнь замечательных людей", а не собрана по просторам интернета.
А актер, играющий роль Есенина, не смог вырвать из еще сильных рук знамя первенства не только у Безрукова, но и у Игоря Неведрова в театре Виктюка.
Текст: Станислав Соколов
Фото Эммы Шагал (1-7) и Аллы Буловиновой (8).